Какое в Беларуси гендерное равенство?
По сравнению с предыдущим годом Беларусь опустилась на 5 позиций в отчете по гендерному разрыву в недавно опубликованном «Global Gender Gap Report-2023». При этом наша страна сохраняет довольно хорошую 41-ю позицию в данном рейтинге, который включает данные о гендерном разрыве по 146 странам.
В этом году в рейтинге “Global Gender Gap Report-2023” Беларусь занимает лучшие позиции, чем США, Австрия, Польша и Люксембург. Тем не менее, в этой сфере сохраняются определенные проблемы.
“Global Gender Gap Report” определяет уровень гендерного разрыва на основе вычисления четырех индексов:
● Экономическое участие и возможности
● Уровень образования
● Здоровье и выживание
● Политическая власть
В пояснении к отчету отмечается высокий уровень гендерного равенства в Беларуси при расчете индекса “Экономическое участие и возможности”. Для нашей страны он составил 81.9% из 100% возможных. Здесь сыграли роль такие параметры как доступ женщин к рынку труда, разница в зарплатах между мужчинами и женщинами, а также присутствие женщин на руководящих управленческих и законодательных должностях.
Что помогает и мешает женщинам участвовать в экономике
Свободный доступ к рынку труда в Беларуси действительно имеют как мужчины, так и женщины. Активное участие женщин в экономике отчасти связано с превышением спроса на рабочую силу над ее предложением, которое наблюдается в Беларуси. Ситуация на рынке труда особенно обострилась в последние несколько лет, когда белорусы, в основном до 40 лет, стали массово покидать страну. Поэтому власти стараются максимально вовлечь в экономическую деятельность все население трудоспособного возраста. Для этого, в частности, формируются условия, которые вынуждают людей выходить на работу. Один из наиболее известных примеров - экономические взыскания в отношении “тунеядцев”.
В то же время доступ женщин на рынок труда по-прежнему имеет определенные ограничения. Далеко не всегда молодым девушкам легко устроиться на работу: работодатели опасаются, что они скоро уйдут в декрет, и в течение трех лет их будет сложно заменить. Таким образом, длительный декретный отпуск в Беларуси играет против женщин.
Также в нашей стране существует разница между уровнем заработных плат мужчин и женщин, однако сегодня данный разрыв в большей или меньшей степени характерен для многих стран.
Возможности карьерного роста
Условия декретного отпуска являются и одной из причин, по которым женщины в Беларуси имеют меньше возможностей для карьерного роста, чем мужчины. Поскольку в Беларуси не принято, чтобы маленькими детьми занимались отцы, отпуск по уходу за ребенком обычно предоставляется мамам. При этом в стране не создана достаточная инфраструктура для молодых матерей, которая позволяла бы им продуктивно работать. В Минске в 2023 году закрылся последний частный детский садик. А государственные дошкольные учреждения не всегда отвечают требованиям родителей, и попасть в них часто бывает непросто.
Помимо этого, женщины на пять лет раньше выходят на пенсию, что ограничивает время, в течение которого можно построить карьеру.
Все эти факторы приводят к тому, что женщинам сложно наравне конкурировать с мужчинами за занятие руководящих должностей.
Часто ли женщины руководят госструктурами
Эксперты решили на конкретных примерах проанализировать, каковы в Беларуси возможности карьерного роста для женщин. Для этого был изучен гендерный состав руководства белорусских министерств и госкомитетов, а также обеих палат парламента.
В анализе госаппарата использовались данные по 24 министерствам, 8 комитетам, а также кадровому составу Национального банка и Генеральной прокуратуре. Для расчета были взяты позиции руководителя учреждения и его заместителей, которые можно посмотреть в свободном доступе. Всего было проанализировано 142 руководящих должности. В результате выяснилось, что в 47% государственных структур в состав руководства на этом уровне входят только мужчины. Нет женщин в руководящем составе или присутствует только одна женщина в 29 учреждениях из 34 исследуемых или в 85.3%. И только в руководстве пяти из исследованных нами госструктур количество представительниц женского пола варьируется от двух до четырех.
Если посмотреть на общее количество министров, председателей и заместителей, то женщин среди них окажется менее 18%, то есть 25 из 142 руководителей.
Безусловно, данные подсчеты не позволяют сформировать полную картину о присутствии женщин на руководящих должностях в целом по экономике. При этом очевидно, что на государственной службе немногим женщинам удалось занять высокие должности. Исходя из данных “Global Gender Gap Report 2023”, Беларусь можно причислить к тем 75 странам, где доля женщин-министров составляет менее 20%. Сегодня в Беларуси в исследуемых учреждениях женщины возглавляют только Министерство социальной защиты населения и Национальный статистический комитет.
Все остальные исследуемые министерства и комитеты возглавляют мужчины.
Заметно выше доля женщин в белорусском парламенте. В Совете Республики она составляет около 28%, а в нижней палате парламента - 40%. Если посчитать среднюю долю женщин в двух палатах, она составляет почти 37%, что приближается к среднемировому показателю в 40%. Однако в данном случае нужно учитывать специфику политической практики страны, где парламент имеет гораздо меньше влияния, чем органы исполнительной власти.
Вывод
Особенность Беларуси заключается в том, что женщин в целом не ограничивают в доступе к рынку труда. Даже наоборот, государство максимально заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин вне зависимости от пола был трудоустроен в условиях дефицита рабочей силы. В то же время в Беларуси не созданы благоприятные условия для женщин в области построения карьеры и занятия высших руководящих должностей на госслужбе. С учетом того, что в Беларуси очень сильны позиции государственного аппарата и исходя из проведенного анализа, можно предположить, что хотя по общим критериям гендерного равенства республика имеет высокие показатели, принятие управленческих решений на государственном уровне в Беларуси - преимущественно мужская прерогатива.